Top.Mail.Ru
поддержка 24/7
поддержка 24/7

Доверять нельзя контролировать

Повышение эффективности сотрудников никогда не было простой задачей. Теперь же ее необходимо решать в условиях удаленной работы. Это добавляет руководителю вопросов, многие из которых еще не имеют однозначных решений. Как контроль влияет на работу сотрудников, и что кроме контроля влияет на результат, разберемся вместе.

Новые правила игры

Контекст жизни изменился. Стремительно и глобально. И то, что еще вчера занимало лишь самых продвинутых, теперь делают все, а то, что раньше воспринималось как избыточная мера, сегодня становится нормой.

Итак, с какими переменами пришлось столкнуться всем без исключения?

Во-первых, пандемия. Новая реальность подарила нам сначала принудительную, а теперь очевидно удобную и выгодную «удаленку».

Как подружиться с удаленкой? Быстро, конструктивно, эффективно

Во-вторых, глобальный экономический кризис, который заставляет бизнес искать пути снижения затрат.

И третье — стратегия «цифровизации», которая принимается на уровне государств.

Согласно исследованию CNews Analytics, проведенному совместно с несколькими IT-компаниями, в 2021 году 24% крупных российских компаний планируют инвестировать в IT-решения для контроля сотрудников на удаленке.
*

Задачи и приоритеты

Удаленный формат работы быстро превратился из модного веяния в необходимость. Те руководители компаний, которые раньше могли позволить себе не отслеживать продуктивность своих сотрудников, встали перед рядом непростых вопросов:


— Как контролировать работу удаленных сотрудников?
Учитывая то, что есть работники с почасовой оплатой и сдельной. Есть специалисты, работающие за компьютером (системные администраторы, бухгалтеры, дизайнеры, верстальщики, программисты, журналисты и т. д.) и без него (грузчики, водители, курьеры, дистрибьютор, оценщики, замерщики и т. д.).


— Как обеспечить достойное качество работы?
Чтобы получить нужный результат, грамотной постановки задачи недостаточно. Кроме этого, важно осуществлять поэтапный контроль за ее исполнением — шаг за шагом, действие за действием.


— Как синхронизировать бизнес-процессы?
Учитывая то, что зачастую сотрудники могут выбирать для исполнения своих должностных обязанностей разное время или элементарно находиться в разных часовых поясах. Разрыв во времени создает проблемы: к примеру, у руководителя есть срочный вопрос, а сотрудник не на связи. Или сотрудник сделал работу, а руководитель увидел результат позже, чем следовало и т. д. Чтобы решить вопрос с «простоями», которые чреваты для компании денежными потерями, нужно обеспечить сотрудника рядом параллельных задач.


— Как избежать утечки ценной информации?
Руководитель, конечно, всегда рассчитывает на честность и сознательность сотрудника. Но ведь бывают же и исключения. Непорядочный работник вполне может скопировать и передать важную информацию конкурентам. Как застраховать себя от таких ситуаций?


— Как компенсировать отсутствие информационного обмена?
Вот сотрудник оказался дома. Он, разумеется, не в вакууме. Есть мобильный телефон, Интернет и мессенджеры, но при этом он может чувствовать себя отрезанным от мира. Для каждого работника важно держать руку на пульсе, быть в курсе текущих дел компании и чувствовать свою причастность к общему делу, ощущать себя частью сплоченного коллектива.


Это лишь часть вопросов, с которыми пришлось столкнуться руководителям многих компаний. Вполне закономерно, что у них появился запрос на информационные системы, обеспечивающие контроль, учет и анализ работы удаленных сотрудников.

*

Доверие — контроль — прозрачность

В этом месте возник интересный философско-политический раскол. Оказалось, что руководители компаний относятся к контролю по-разному. В одном лагере — демократы с позицией «У нас все хорошо! Я доверяю своим сотрудникам. И никаких дополнительных «глаз» и «ушей» для контроля нам не нужно». В другом — поборники корпоративного тоталитаризма с лозунгами в духе: «Не спи, работник! Большой брат следит за тобой». И начали рьяно использовать системы мониторинга активности удаленного сотрудника.

Если не считать тех, кто продолжает по инерции оставлять этот вопрос за пределами своего внимания, в третьем лагере собираются сторонники здравого смысла, отдающие предпочтение принципу прозрачности на договорной основе: «Ты показываешь, что ты делаешь — я вижу. Все процессы структурированы и наглядны для всех — и для руководителей, и для сотрудников. Это обеспечивает эффективность работы».

Лагеря и названия «партий», конечно же, условны. Мы слегка утрировали, чтобы четче проявить суть происходящего, так как разные подходы и разное видение во многом определяют выбор инструментов.

Аналитика перестала быть результатом поиска интересной информации, которую можно взять на заметку или представить руководителям. Она становится бизнес-функцией по использованию данных для лучшего понимания принципов работы организации, получению и применению аналитических данных в режиме реального времени и их внедрению в операционные процессы компании.

В настоящий момент большинство сотрудников компаний, переходящих на удаленку, относятся к усиленному контролю за их работой настороженно. С этим во многом связан кризис доверия внутри организаций.

Однако четкие правила организации управления, которые в России воспринимают исключительно как бюрократию в ее общепринятом значении, при этом создают основу эффективной работы любого бизнеса, необходимую опору и условия для молниеносных антикризисных реакций на обстоятельства.

*

Сопричастность = эффективность?

Крупнейшие консалтинговые компании в своих отчетах отмечают, что создание тесной связи между работой сотрудника и целями организации стимулирует лучшее понимание, большую отдачу и гордость за сделанную работу у персонала компании. Понятность результатов является основой для лучшего самоуправления сотрудников и команд, а также для взаимной обратной связи.

Более 75% респондентов в России и 93% в мире считают, что наличие у сотрудников чувства сопричастности к делу организации непосредственно влияет на рост производительности. Например, компании численностью 10 тыс. человек это позволяет ежегодно экономить более $52 млн. А даже однократная утрата связи и чувства сопричастности может привести к немедленному снижению производительности сотрудника в команде на 25%.


Исследование «Международные тенденции в сфере управления персоналом — 2020» международной компании Deloitte.

Многие компании продолжают полагаться на традиционные схемы оценки производительности сотрудников, потому что они позволяют непредвзято оценивать сотрудников и причитающиеся им поощрения. Проблема заключается в том, что несмотря на кардинальные изменения в рабочем процессе, произошедшие за последние несколько десятилетий, процесс оценки производительности сотрудника во многих организациях практически не поменялся.

Некоторые компании ищут новые инструменты для получения мгновенной обратной связи от сотрудников, клиентов и других заинтересованных лиц для быстрого и своевременного улучшения производительности и качества работы. Скорее всего, именно эти первопроходцы будут доминировать на рынке труда в ближайшие десятилетия.

Новые инструменты взаимодействия в сочетании с точными расчетами дают компаниям возможность аккумулировать и анализировать огромный объемы информации, в том числе для контроля эффективности.

Обзор решений для удаленного контроля сотрудников
Загрузка ...