Сегодня компании во многих отраслях стремятся взять на себя роль многопрофильного центра, предлагающего целый набор готовых решений. Появляются экосистемы разнородных сервисов и продуктов, предоставляемых одним провайдером в формате одного окна за счет расширения собственного портфеля компетенций либо через партнеров.
Кто в лидерах
Яркие примеры реализации экосистемного подхода с доступом к портфелю сервисов и продуктов через одно окно – банковский сектор и телеком. Предложения Сбербанка, Тинькофф, ряда операторов связи, в частности МТС (который сегодня уже не просто оператор связи, но и банк и облачный провайдер), отлично иллюстрируют данный тренд. Безусловный российский лидер в этом направлении – «Яндекс». Компания недавно зарегистрировала несколько доменов, в том числе под банковскую деятельность.
Почему и как это работает
В экосистеме синергический эффект увеличивается по мере роста числа участников и повышения уровня их вовлеченности. Формируется большое разнообразие продуктов/услуг в едином центре доступа в рамках объединенного предложения.
Формат одного окна и экосистемы тесно связаны между собой. Можно сказать, что любая экосистема продуктов и сервисов стремится достичь в своем развитии формата одного окна для клиентов. Для этого сначала должна сформироваться единая точка выхода в виде продуктового предложения: веб-портал, help desk, приложение, где по запросу доступны все необходимые возможности сервисов, решений и технической поддержки. Затем предложение расширяется, унифицируется, и для доступа к нему создается единый интерфейс.
Первоначально экосистемы сервисов и продуктов формировались эволюционно: провайдер постепенно набирал компетенции в своей отрасли и выводил на рынок новые предложения. Каждое направление развивалось обособленно, но в какой-то момент их разрозненные системы service desk объединялись, и таким образом экосистема сервисов приобретала формат одного окна.
Экосистемы + облако = бизнес будущего?
Сегодня практически любое программное решение, лежащее в основе современных сервисов, разворачивается на облачной платформе как на оптимальном инфраструктурном фундаменте бизнеса, к которому проще, дешевле и экономически целесообразнее «прикручивать» все остальные инструменты и функции. IaaS- и SaaS-решения, доступные в рамках облачных платформ, покрывают технологические потребности поддержки работы экосистемы и интерфейса одного окна в полном объеме. Как правило, достаточно стандартного набора ресурсов и архитектуры, а далее внутри арендованных ресурсов каждая компания настраивает детали необходимой для ее задач конфигурации.
Риски и выгоды
Главный риск, наиболее высокоуровневый и наименее реалистичный, – «падение» бизнеса провайдера одного окна как такового. Он относится к форс-мажорным обстоятельствам глобального характера, от которых не застрахован полностью ни один игрок, даже самый крупный и защищенный. Рисков информационной безопасности в бизнес-модели одного окна значительно меньше, чем при получении того же набора сервисов и продуктов у нескольких разрозненных поставщиков.
Использование одного окна выгодно с экономической и операционной точек зрения. Когда клиент покупает у провайдера несколько услуг, к нему формируется более лояльное отношение. Также возникает возможность решать все текущие вопросы в единой зоне ответственности и точке диалога.
Следует помнить, что идеальных провайдеров всего спектра компонентов экосистемы нет, всегда существует риск отставания по какой-либо узкой компетенции. Например, 90% потребностей бизнеса текущие предложения экосистемы закрывают, но для решения отдельных узкоспециальных задач лучше обращаться непосредственно к провайдеру соответствующего сервиса.
Подробнее на IKSMEDIA.RU: https://clck.ru/REzhu
Облачные услуги Corpsoft24